Суббота, 23.11.2024, 20:58
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Ножовская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [64]
Документы [0]
Положение
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Каталог файлов


подростковые неврозы и противоречия
23.10.2009, 06:30

Подростковые неврозы и противоречия

(по материалам В. Петрунек)

В подростковый период нередко отмечаются такие «взрослые» неврозы, как истерия, неврастения, психостения. Есть и специфи­ческие неврозы, так называемые пубертатные реакции. Их условно можно разделить на четыре группы:

  1. Неврозы, возникающие в результате трансформации патоло­гических влечений (повышенной сексуальности, расторможение ( «ключевого инстинкта»). Эти невротические реакции характеризуют­ся антисоциальным поведением подростка - воровством, бродяжничеством, садистскими наклонностями.

  2. Эмоционально-аффективная неуравновешенность.

Она харакеризуется вспышками гнева, агрессией, нередко под влиянием незна­чительных нервных факторов, например, обидного замечания. Иногда агрессия направлена на самого подростка. В таких случаях аффектив­ная вспышка заканчивается попыткой самоубийства.

3.Протестное поведение.Подросток становится нетерпим по отношению к окружающим людям, нигилистически настроен по от­ношению ко всему человеческому обществу. Он вступает в различные
дурные компании, начинает мстить людям - поджигает дома, бьет стекла, обрывает провода и т.д.

4. Болезненная реакция на свою внешность или оценку ее окру­жающими. У подростка (чаще у девочек) появляется навязчивая идея о своей мнимой уродливости или полноте. Чтобы похудеть, некоторые подростки совершенно отказываются от еды, иногда доходя до состояния полного истощения.

В тех случаях, когда под влиянием неблагоприятных условий болезненные реакции как бы поддерживаются извне, они могут закрепиться надолго, иногда на всю жизнь, переходя из реакции в патологическое развитие личности.

Нервные заболевания у подростков возникают тогда, когда мир вокруг него нарушен. Длительная неблагоприятная обстановка в семье (пьянство родителей, ссоры, скандалы, распад семьи др.), неправильные методы воспитания (физические наказания, атмосфера подавления, отношение к почти взрослому ребенку как к маленькому, чрезмерные запреты) постепенно расшатывают нервную систему ребенка, истощают ее компенсаторные свойства, нарушают нормальную работу коры головного мозга - короче говоря, создают благоприятную почву для нервного срыва. Иногда патологическая реакция может раэвиться в результате внезапной тяжелой психической травмы, например, при грубом, бесцеремонном вторжении родителей в интимный мир подростка, при внезапно открывшейся тайне (ребенок, оказывается, не родной, а усыновленный).

Вы можете возразить: что ж, нам и противоречить детям нельзя и повиновения не требовать, дать полную свободу? Безусловно, ней. Но использовать надо не резкий, категоричный приказ, а ровный, спокойный тон. Не распоряжение, а просьбу, дружеское отношение к юному человеку. Уважительное отношение к подростку, к его мнению и суждениям (конечно, они незрелы!) - вот что требуется на этом возрастном этапе.

В этот же возрастной период возникает ряд противоречий.

Противоречия социальной ситуации

Подросток вынужден пребывать как бы в ножницах двойной морали. С одной стороны, взрослые продолжают применять к нему «детскую мораль» (или, как ее назвал известный психолог И.С. Кон «мораль послушания»). С другой же, они начинают использовать «мораль взрослых», требуя, чтобы подросток самостоятельно плани­ровал и контролировал свои действия по выполнению растущего круга обязанностей. Подросток требует, чтобы ему предоставили свободу и права, не понимая еще в полной мере, что всякая свобода сопряжена с ответственностью. Он оказывается восприимчивым к внешним при­знакам взрослости, к не самым лучшим ее «привилегиям» - курению, потреблению спиртного, свободе распорядка дня, выбора друзей и компании, чтению и просмотру фильмов для взрослых и, наконец, свободе и автономии сексуального поведения.

Социальные противоречия усиливаются в тех случаях, когда родители сами постоянно нарушают законы, соблюдения которых требуют от детей: курят, пьют, смотрят до полуночи телевизор, уходят в гости, не предупреждая о времени возвращения, изменяют, разводятся и заключают новые браки, опаздывают на работу. Наш собственный эгоцентризм мешает понять, до какой степени остро переживает под­росток чувство социальной несправедливости, когда его наказывают за нарушение таких требований, которые едва ли не постоянно и со­вершенно безнаказанно нарушают сами взрослые.

Психологические противоречия.

В подростковом возрасте ребенок ищет авторитеты и этало­нны для подражания вне семьи (среди кино - и литературных героев, артистов эстрады и спортсменов, старших товарищей и сверстников), а также пытается разобраться, насколько устойчивым эталоном для социального сравнения является он сам. Происходит огромная, напряженная внутренняя работа по самопознанию, самооценке, самооп­ределению. Но для выполнения этой работы подростку нужны не только педагогические беседы, но и реальные испытательные ситуации. Их поиск опять-таки нередко сталкивается с родительскими запретами, с опасениями и непониманием ребенка. Дело затрудняется тем, что подросток непрерывно удивляет своей переменчивостью не только взрослых, но и самого себя. Он как бы не может нащупать свое настоящее «я». Взрослые должны понять, что теперь далеко не все в жизни подростка зависит от них.

Воспитательные воздействия должны теперь быть более косвенными:

а) помощь по запросу (взрослый вмешивается в дела подрост­ка, когда тот просит оказать ему содействие, принять участие в каком-либо совместном деле);

б) совместное планирование будущего;

в) совме­стный разбор случившегося.

Родитель должен предоставить ребенку возможность самостоятельно справляться с различными, в том числе и неожиданными и рискованными жизненными ситуациями. Но при этом многие родители с болезненной ревностью наблюдают симптомы отдаления ребенка от них. Однако оценки сверстников для него

оказываются важнее, чем оценки родителей. Но не потому, последние лишены авторитета, а потому что в оценках сверстников подросток читает признание или отвержение его притязаний на определенную ступень в иерархии сверстников. Взрослые же очень навязывают детям стереотипные системы шкал и требований, кем противоречат стремлению ребенка доказать свою уникальное неопровержимое превосходство в каком-то виде занятий.

Итак, родители обязательно должны постараться увидеть и попять скрытую, внутреннюю систему смыслов, лежащую за рамкамими, порой асоциальными выходками подростков. В них можно узнать драматический поиск путей самовыражения, который часто окаывается безрезультатным, граничит с протестом против права компромиссов, принятым в мире взрослых.

Категория: Мои файлы | Добавил: admin
Просмотров: 1735 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024