Подростковые неврозы и противоречия
(по материалам В. Петрунек)
В подростковый период нередко отмечаются такие «взрослые» неврозы, как истерия, неврастения, психостения. Есть и специфические неврозы, так называемые пубертатные реакции. Их условно можно разделить на четыре группы:
-
Неврозы, возникающие в результате трансформации патологических влечений (повышенной сексуальности, расторможение ( «ключевого инстинкта»). Эти невротические реакции характеризуются антисоциальным поведением подростка - воровством, бродяжничеством, садистскими наклонностями.
-
Эмоционально-аффективная неуравновешенность.
Она харакеризуется вспышками гнева, агрессией, нередко под влиянием незначительных нервных факторов, например, обидного замечания. Иногда агрессия направлена на самого подростка. В таких случаях аффективная вспышка заканчивается попыткой самоубийства.
3.Протестное поведение.Подросток становится нетерпим по отношению к окружающим людям, нигилистически настроен по отношению ко всему человеческому обществу. Он вступает в различные дурные компании, начинает мстить людям - поджигает дома, бьет стекла, обрывает провода и т.д.
4. Болезненная реакция на свою внешность или оценку ее окружающими. У подростка (чаще у девочек) появляется навязчивая идея о своей мнимой уродливости или полноте. Чтобы похудеть, некоторые подростки совершенно отказываются от еды, иногда доходя до состояния полного истощения.
В тех случаях, когда под влиянием неблагоприятных условий болезненные реакции как бы поддерживаются извне, они могут закрепиться надолго, иногда на всю жизнь, переходя из реакции в патологическое развитие личности.
Нервные заболевания у подростков возникают тогда, когда мир вокруг него нарушен. Длительная неблагоприятная обстановка в семье (пьянство родителей, ссоры, скандалы, распад семьи др.), неправильные методы воспитания (физические наказания, атмосфера подавления, отношение к почти взрослому ребенку как к маленькому, чрезмерные запреты) постепенно расшатывают нервную систему ребенка, истощают ее компенсаторные свойства, нарушают нормальную работу коры головного мозга - короче говоря, создают благоприятную почву для нервного срыва. Иногда патологическая реакция может раэвиться в результате внезапной тяжелой психической травмы, например, при грубом, бесцеремонном вторжении родителей в интимный мир подростка, при внезапно открывшейся тайне (ребенок, оказывается, не родной, а усыновленный).
Вы можете возразить: что ж, нам и противоречить детям нельзя и повиновения не требовать, дать полную свободу? Безусловно, ней. Но использовать надо не резкий, категоричный приказ, а ровный, спокойный тон. Не распоряжение, а просьбу, дружеское отношение к юному человеку. Уважительное отношение к подростку, к его мнению и суждениям (конечно, они незрелы!) - вот что требуется на этом возрастном этапе.
В этот же возрастной период возникает ряд противоречий.
Противоречия социальной ситуации
Подросток вынужден пребывать как бы в ножницах двойной морали. С одной стороны, взрослые продолжают применять к нему «детскую мораль» (или, как ее назвал известный психолог И.С. Кон «мораль послушания»). С другой же, они начинают использовать «мораль взрослых», требуя, чтобы подросток самостоятельно планировал и контролировал свои действия по выполнению растущего круга обязанностей. Подросток требует, чтобы ему предоставили свободу и права, не понимая еще в полной мере, что всякая свобода сопряжена с ответственностью. Он оказывается восприимчивым к внешним признакам взрослости, к не самым лучшим ее «привилегиям» - курению, потреблению спиртного, свободе распорядка дня, выбора друзей и компании, чтению и просмотру фильмов для взрослых и, наконец, свободе и автономии сексуального поведения.
Социальные противоречия усиливаются в тех случаях, когда родители сами постоянно нарушают законы, соблюдения которых требуют от детей: курят, пьют, смотрят до полуночи телевизор, уходят в гости, не предупреждая о времени возвращения, изменяют, разводятся и заключают новые браки, опаздывают на работу. Наш собственный эгоцентризм мешает понять, до какой степени остро переживает подросток чувство социальной несправедливости, когда его наказывают за нарушение таких требований, которые едва ли не постоянно и совершенно безнаказанно нарушают сами взрослые.
Психологические противоречия.
В подростковом возрасте ребенок ищет авторитеты и эталонны для подражания вне семьи (среди кино - и литературных героев, артистов эстрады и спортсменов, старших товарищей и сверстников), а также пытается разобраться, насколько устойчивым эталоном для социального сравнения является он сам. Происходит огромная, напряженная внутренняя работа по самопознанию, самооценке, самоопределению. Но для выполнения этой работы подростку нужны не только педагогические беседы, но и реальные испытательные ситуации. Их поиск опять-таки нередко сталкивается с родительскими запретами, с опасениями и непониманием ребенка. Дело затрудняется тем, что подросток непрерывно удивляет своей переменчивостью не только взрослых, но и самого себя. Он как бы не может нащупать свое настоящее «я». Взрослые должны понять, что теперь далеко не все в жизни подростка зависит от них.
Воспитательные воздействия должны теперь быть более косвенными:
а) помощь по запросу (взрослый вмешивается в дела подростка, когда тот просит оказать ему содействие, принять участие в каком-либо совместном деле);
б) совместное планирование будущего;
в) совместный разбор случившегося.
Родитель должен предоставить ребенку возможность самостоятельно справляться с различными, в том числе и неожиданными и рискованными жизненными ситуациями. Но при этом многие родители с болезненной ревностью наблюдают симптомы отдаления ребенка от них. Однако оценки сверстников для него
оказываются важнее, чем оценки родителей. Но не потому, последние лишены авторитета, а потому что в оценках сверстников подросток читает признание или отвержение его притязаний на определенную ступень в иерархии сверстников. Взрослые же очень навязывают детям стереотипные системы шкал и требований, кем противоречат стремлению ребенка доказать свою уникальное неопровержимое превосходство в каком-то виде занятий.
Итак, родители обязательно должны постараться увидеть и попять скрытую, внутреннюю систему смыслов, лежащую за рамкамими, порой асоциальными выходками подростков. В них можно узнать драматический поиск путей самовыражения, который часто окаывается безрезультатным, граничит с протестом против права компромиссов, принятым в мире взрослых. |