Воскресенье, 05.05.2024, 05:07
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Ножовская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [64]
Документы [0]
Положение
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Каталог файлов


Советы псиолога о подростковых неврозах
03.05.2009, 12:02
О подростковых неврозах.
 
 Невроз — психозащитное приспособление к реальности неуверенного в себе человека, вызванное психотравматизацией и проявляющееся в трех формах: «капитуляция, отказ» (неврастения), «сверхзащита» (невроз навязчивых состояний) и «инвалидная» ре¬акция, «бегство в болезнь» (истерический невроз). Путь в невроз начинается с возникновения чувства несостоятельности, неуверенности в себе. Этому спо¬собствуют неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни, неудачный опыт взаимодействия с ок¬ружающими, конфликты, психические и физические дефекты. В результате формируется низкая самооцен¬ка. Однако под влиянием успеха самооценка временно может повышаться, подавляя истинную, заниженную самооценку. Таким образом, в одном человеке живут как бы два разных индивида: мнение одного почти не¬изменно, мнение другого зависит от состояния дел на сегодня, что порождает постоянные внутренние конфликты, способствующие невротизации личности. Так¬же в формировании неврозов существует «неприятная», но очевидная взаимосвязь между нервностью родите¬лей и нервностью ребенка. Чем больше родители не могут владеть собой, эмоционально расстроены, напря¬жены и обеспокоены, тем больше ребенок, находясь в непосредственном общении с ними, непроизвольно ус¬ваивает эти нежелательные модели поведения, подра¬жает им. Более того, может вырабатывать негативное отношение не только к этим моделям, но и к самим родителям. Возникает конфликт, отчуждение, непо¬нимание. И еще возникает опасность активизации подростковом возрасте неблагоприятных генетических влияний родителей. Скажем, папа или мама сами были «не сахар» в свое время, а тут в отпрыске они видят подобные черты, что вызывает резкое неприятие, кон¬фликты и потерю с ними эмоционального и психологи¬ческого контакта. В такой ситуации, при утрате кон¬такта с родителями, подросток становится повышен¬но уязвимым в отношении отрицательных влияний, идущих вначале от сверстников, а затем и от других взрослых. Не менее, а иной раз и более драматична ситуация, когда родители не обращают внимания на свое поведение, позволяют себе все то, что и раньше: тоже возбудимы, агрессивны, курят в присутствии под¬ростков, устраивают шумные и обильные застолья», постоянно ссорятся, а иногда молчат и избегают кон¬тактов друг с другом. Подросток тогда получает двой¬ной удар: как никогда действуют неблагоприятные гены родителей и негативный пример их поведения. Но и это еще не все. Семейная ситуация наиболее не благоприятна для психического развития подростка, если нет доверительного контакта с родителем того же пола. Здесь сказываются отрицательная роль повышенной принципиальности родителей, отсутствие компромиссов, негибкость мышления {со склонностью к стереотипам, азбучным, прописным истинам), наличие собственных нерешенных личностных и пси¬хологических проблем, истерических черт характе¬ра, самовлюбленностью (нарциссизм), эгоизм и т. д. И уж совсем плохо, когда подросток не принимает¬ся эмоционально, не становится близким только пото¬му, что походит на нелюбимого супруга или супругу, с которым нет явного конфликта. Тогда всю порцию раз¬дражения и недовольства получает именно он — без вины виноватый, с которым, конечно же, нет никако¬го контакта. Вот почему дочь, похожая на отца, которым недовольна мать, не будет откровенна с матерью, которая эмоционально не принимает дочь и не может служить ей опорой в трудные моменты жизни. Сын, похожий на мать, может также отторгаться отцом, которого раздражают в ребенке общие с женой эмоци¬ональная чувствительность, ранимость и обидчивость. И у ребенка есть два выхода в этой ситуации: «уйти ' в болезнь» (быть тревожным, мнительным пессимис¬том, испытывающим страх перед жизнью и физичес¬кие недомогания) или искать способы психологичес¬кой компенсации (психологической защиты), помо¬гающие ему сохранить чувство собственного достоин¬ства, более сильного, чем инстинкт самосохранения. Поиск компенсации естественен. Каждый, кто ущемлен, сознательно или неосознанно ищет компен¬сацию. Если в школе ребенку плохо, то он будет ис¬кать компенсацию вне ее стен, уходя в подворотни, подвалы, на чердаки. Неуважаемый, отвергаемый в школе ищет уважения и признания в группе таких же ущемленных, как и он. И девочка-подросток, уни¬женная неуспеваемостью в школе, находит компен¬сацию в сексуальных связях, как бы заявляя: «Вы, отличники, корпите над книгами, а я живу весело и свободно. Вас уважают учителя, а передо мной на коленях стоят взрослые, сильные мужчины». Маль¬чик-подросток в таких случаях самоутверждается среди «фанатов рока», в неистовых гонках на мотоцикле, в мелком бизнесе, в асоциальном поведении, как бы заявляя: «Я ничего не боюсь, я авторитетен среди та¬ких же, как я, отличники из школы трепещут передо мной!» Все эти очевидные и закономерные факторы должны учитывать и учителя, и родители, ежедневно общаясь с ребенком и влияя на его жизнь. Итак, учителям необходимо прежде всего созда¬вать ситуации успеха для учащихся, способствующие повышению их самооценки и сохранению чувства соб¬ственного достоинства. А родителям, как никогда быть внимательными друг к другу в семье, где подрастает сын или дочь, а заодно устранить чрезмерные амби¬ции и недовольство, беспочвенную критику и ниги¬лизм, нетерпимость, непримиримость и предвзятость в отношениях, равно как и чрезмерную мягкотелость, беспринципность и попустительство, отсутствие ка¬кого-либо контроля. Главное — вести себя так, чтобы быть примером не на словах, а на деле, избегать нега¬тивных образцов поведения, лучше контролировать свои чувства и эмоции, улучшать, а не ухудшать от¬ношения в семье и всячески способствовать сохране¬нию и повышению ее надежности и стабильности. И задуматься нужно еще раз, всё ли благополучно у нас с характером и нервной Системой. Если нет, то как это отразится на детях и что следует предпринять, чтобы со всем этим справиться достойно. Тест для родителей «Ваш ребенок болен неврозом или может заболеть им?» ' Болезнь уже есть или возможна, если ребенок: • легко расстраивается, много переживает, все слиш¬ком близко принимает к сердцу; • чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, вор¬чит, не может успокоиться • капризничает ни с того, ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть; • часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний; • крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно; • все больше грустит и печалится без видимой при¬чины; • много бесцельно манипулирует предметами (вер¬тит в руках ручку, листает книгу и т.п.); • долго не засыпает, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром; • становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий; • появляются выраженные страхи, опасения, бояз¬ливость в любых новых, неизвестных или ответ¬ственных ситуациях; • нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках; • все быстрее устает, отвлекается, не может концен¬трировать внимание продолжительное время; • все труднее найти с ним общий язык, договорить¬ся; становится сам не свой, без конца меняет ре¬шения или уходит в себя; •начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без видимой при¬чины, аллергия, раздражение кожи; •снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повы¬шается без причин температура; часто пропускает школу. Каждый пункт оценивается в 2 балла, если ука¬занные симптомы выражены и тем более возрастают в своей интенсивности в последние время. Если ука¬занные проявления встречаются периодически, то оцениваются в 1 балл. При их отсутствии ставится 0 баллов. Набор от 20 до 30 баллов означает: невроз у ваше¬го ребенка несомненен. 15—20 — он был или будет в ближайшее время. 10—15 баллов говорят о нервном расстройстве, не обязательно достигающем стадии заболевания. 5—10 баллов требуют от вас быть более вниматель¬ным к нервной системе ребенка. Ниже 5 баллов — отклонения несущественны или являются выражением возрастных, преходящих осо¬бенностей вашего ребенка. Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку избавиться от невроза? В этой ситуации не помогут ни целители, ни экст¬расенсы. Помимо специальных, научно разработан¬ных методов психотерапии самим родителям нужно провести определенную психологическую работу над собой. О том, что это не так легко, как покажется с первого взгляда, можно сделать вывод, ознакомившись с нижеследующими рекомендациями. Итак, чтобы ваш ребенок вылечился от невроза, вам нужно пред¬принять следующее. 1. Стараться быть частью жизни своего ребенка. От¬кликаться на его проблемы, принимать участие в их решении. 2. Доверять своему ребенку. 3. Жертвовать своими интересами во имя ребенка. 4. Не жалеть времени и средств на воспитание и об¬разование ребенка. 5. Стараться быть авторитетом для своего ребенка. Самосовершенствоваться. 6. Стараться быть гибкими в воспитании ребенка. Не быть чрезмерно формальными и принципиальными. 7. Контролировать свои чувства и поступки. 8. Не использовать диктат в общении с детьми. 9. Быть терпеливыми и последовательными. 10.Постараться, чтобы отношения между супругами в семье (даже бывшими), не отражались на психи¬ческом здоровье ребенка. 11. Позаботиться о своем психическом здоровье. Только с учетом всех этих рекомендаций можно обеспечить надежный эффект освобождения вашего ребенка от невротического заболевания и недостатков характера. ЭТО ИНТЕРЕСНО Один из известных английских писателей Уильям Сомерсет Моэм (1874—1965) с раннего детства страдал тяжелым неврозоподобным заиканием, из-за чего не мог общаться с людьми. Моэм всё же поступил в медицинский колледж, успешно окончил его, но работать врачом не смог: при попытке начать разговор он на¬чинал сильно заикаться и порой не мог выговорить не слова. Еще подростком Моэм заме¬тил, что если он напишет что-либо важное для него, то после этого чувствует себя спокойнее и даже меньше заикается. Это чувство облегчения от письмен¬ной речи каждый раз возникало, когда будущий писатель изливал на бумаге свою душу. Beроятно, это и способствовало тому, что этот художественно одаренный человек все больше стал увлекаться литературой и скоро стал профессиональным писателем.
Категория: Мои файлы | Добавил: admin
Просмотров: 852 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024