Приучаем ребенка к порядкуПОКАЖИТЕ ПРИМЕР Ребенок никогда не
будет аккуратно вешать одежду в шкаф, если ваша собственная одежда
разбросана по квартире. А фразы «Делай лучше, чем мама!», «Не бери
пример с папы!» никогда не убедят ребенка. Он все равно будет поступать
так, как вы. Запомните: если ваши призывы расходятся с поведением, малыш
на них даже не обратит внимания. БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ Если хотите,
чтобы малыш убирал игрушки, то он это должен делать каждый день. Если вы
один день призываете его к порядку, а на следующий все делаете сами,
ребенок постарается увильнуть от работы. Запомните; непостоянство вашей
позиции мешает ребенку закрепить навыки. СНАЧАЛА НАУЧИТЕ Иногда
родителям кажется, что ребенок должен научиться всему сам, а если у него
не получается, значит, ленится. Будьте готовы несколько раз показать и
объяснить ребенку, как правильно надо делать то, о чем вы его просите.
Скажите, какой результат вы хотите получить и как его можно добиться.
Запомните: сначала нужно научить, а только потом требовать! ХВАЛИТЕ ТОЛЬКО ЗА ДЕЛО Не
нахваливайте ребенка без причины. Хвалите только за то хорошее, что он
сделал" или попытался сделать. Например, так: «Мне нравится, как
аккуратно ты сложил карандаши. Молодец!» Но если ребенок не выполнил
поручение, не забудьте ему на это указать. Запомните: родительская
похвала -большой стимул для ребенка. Но чтобы похвала работала, ее нужно
дозировать. РАЗРАБОТАЙТЕ
СИСТЕМУ ПООЩРЕНИЙ Выдавайте ребенку цветные
шарики или магнитики каждый раз, когда он сам вспомнил о своих
обязанностях и выполнил их. А в конце недели обменяйте «фишки» на
игрушку или развлечение. Если же ребенок забыл о своих обязанностях,
пусть прыгает на одной ножке, считая до 10. Игра станет интереснее, если
за ваши провинности (например, бросили одежду) ребенок тоже сможет вас
«наказать» прыжками со счетом. Запомните: система поощрения и наказания
должна быть игровой. В
ИГРЕ ВСЕ ЛЕГЧЕ! Если вы не знаете, как заставить
малыша что-то сделать, предложите ему игру, в ходе которой все будет
выполнено «само собой». Часто яблоком раздора становится уборка игрушек.
Чтобы ребенок не воспринимал ее как повинность, организуйте
соревнование - кто быстрее соберет игрушки. Запомните: ребенка нельзя
заставлять, лучше - играть! Хвалить надо уметь Иногда можно
так похвалить ребенка, что он не захочет больше ничего делать или
перестанет верить в себя. Как отличить полезную похвалу от вредной.
Вредная похвала ОЦЕНОЧНАЯ
ПОХВАЛА Вы оцениваете самого ребенка или его
работу («хороший рисунок», «твой домик построен правильно»,
«гениально»). Дети не любят никаких оценок - ни плохих, ни хороших. ПОХВАЛА СО ЗНАКОМ «СЛИШКОМ» Вы
опережаете события и захваливаете ребенка, хотя тот еще ничего не
достиг («прекрасный музыкант», «настоящий герой»). После таких слов
ребенок не захочет ничего делать - зачем стараться, если уже похвалили? ПОХВАЛА-СРАВНЕНИЕ Нельзя
хвалить ребенка, при этом принижая другого («Ты танцевала лучше, чем
Оля», «Костя хуже тебя прочитал стишок»). Если ребенка сравнивать с
другими детьми, у него возникает чувство конкуренции. Вместо того чтобы
дружить, он начинает присматриваться: а кто сейчас лучше? ПОХВАЛА-ПРОТИВОРЕЧИЕ Например:
«Молодец, глупышка!» Первое слово - радует, второе - обижает и
полностью обесценивает первое. Или: «Хорошо, конечно, но не так, как у
меня». Не сравнивайте уровень ребенка со своим. После такой похвалы у
него опустятся руки: как ему, маленькому, догнать вас, взрослого? Полезная
похвала ОПИСАТЕЛЬНАЯ
ПОХВАЛА «Я вижу, что ты нарисовал деревья, кошку и
дом!» Увлеченно скажите о том, что вы видите на рисунке. Тогда он
поймет, что мама обратила внимание на каждую деталь, а это лучшая
награда! ПОХВАЛА
ДЕЙСТВЕННАЯ «Ты с таким интересом исследовал
каждый цветочек в лесу!», «Ты не зря так долго разучивала музыкальную
пьесу - на концерте тебе все зрители аплодировали!». Отмечайте все то,
чего ребенок достиг. И будьте умеренны в похвале, чтобы не перейти
границу «слишком». ПОХВАЛА
ЛИЧНОСТНАЯ «Ты в этот раз так красиво нарисовала
каждую веточку у дерева!», «Сегодня ты не стал обижать младшего братика,
а объяснил ему, что тебе неприятно, когда он мешает тебе заниматься».
Если сравнивать ребенка, то только с самим собой, отмечая его пусть пока
и небольшие, но личные достижения. ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ ПОХВАЛА «Ты умный и
сможешь отгадать загадку», «Ты смелый и не будешь бояться собаку».
Такие слова помогут, когда ребенок готов сделать что-то, но сомневается,
или не может решиться, или уже готов отказаться после неудачной
попытки. Этой похвалы должно быть «чуть-чуть», тогда она подействует. Похвала
в два шага Старайтесь следить за тем, как именно вы хвалите
ребенка. Полезная похвала состоит из двух частей: сначала хвалите за
приложенное усилие, а затем за застигнутый результат. Например: Взрослый
с уважением и интересом отзывается о работе ребенка: «Я вижу, что ты
долго трудился, чтобы написать это сочинение. В твоем рассказе столько
интересных фраз!» Ребенок, услышав поощрение, подумает про себя:
«Получилось хорошо, потому что я очень постарался и проявил свои
творческие способности!» СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ:
Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как
слушать, чтобы дети говорили. Классный руководитель Барагузина Т.В.
|