Суббота, 27.04.2024, 00:56
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Ножовская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [64]
Документы [0]
Положение
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Каталог файлов


продолжение статьи "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ"
30.03.2013, 15:50
1. ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Интеллектуальные функции, задействованные при учебной деятельности, тесно связаны с особенностями работы нервной системы. Часто то, что кажется родителям «ленью», «недисциплинированностью» или «глупостью» ребенка, оказывается проблемами работы нервной системы. Например, ребенку трудно сосредоточить внимание, удержать внимание. Он излишне импульсивен, возбудим или, напротив, заторможен. Такие поведенческие реакции могут говорить о неврологических особенностях – недостаточном тонусе, чрезмерности процессов возбуждения нервной системы и др. Еще большие основания предполагать специфику со стороны нервной системы имеются в том случае, если такие черты свойственно ребенку «по жизни», а не только за письменным столом. Перед тем, как его «воспитывать», «приучать» и т.д., нужно исключить (или скорректировать) проблемы со стороны работы нервной системы.
Необходимы обследования у невропатолога (невролога, психоневролога), нейропсихолога, логопеда.
Особое внимание следует уделять левшам (в том числе – переученным левшам). Обычно их «профильным» специалистом оказывается нейропсихолог.
Делать уроки надо в проветренном помещении, при хорошем физическом самочувствии, после отдыха. Ребенок не должен быть усталым, голодным и т.п. Подбирать режим смены работы и отдыха следует индивидуально (зачастую путем неоднократных проб и ошибок).


2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Несформированность учебного мотива / преобладание игрового мотива над учебным. Ведущая роль игрового мотива – психологическая норма для дошкольника. Учебный мотив (желание учиться) должен быть сформирован к поступлению в школу, сочетаться с игровым в течение первых месяцев обучения, но постепенно стать преобладающим. В силу ряда факторов (среди которых, с одной стороны, чрезмерно раннее начало обучения дошкольников, а с другой стороны, воспитательная стратегия родителей, направленная на ограждение детей от уместного социального опыта и приобщения к выполнению посильных работ по дому и проч.) учебный мотив у многих современных младших школьников является очень слабым. Проще говоря, ребенок хорошо себя чувствует, когда играет, стремится к игре, но не чувствует интереса к овладению знаниями, выполнению заданий учителя, учеба его не увлекает, в силу чего ребенок практически не способен прилагать самостоятельные усилия в учебной деятельности. Это очень распространенная проблема. 
Общая рекомендация в таких случаях состоит в том, чтобы заниматься с ребенком преимущественно в игровой форме и постепенно, по мере того, как его станет увлекать сам процесс учения, снижать игровой компонент. Абсолютно противопоказано устанавливать жесткий контроль над школьной жизнью ребенка и добиваться таким образом выполнения домашних заданий. Оценки при неусыпном контроле родителя будут, несомненно, лучше. Однако самостоятельный учебный мотив не сформируется. Таким образом семья, скорее всего, окажется в ловушке: либо пытаться контролировать ребенка до окончания образования, в т.ч. высшего (что относительно легко в младших классах школы, но становится гораздо сложнее начиная с младшего подросткового возраста, сопровождается скандалами, резким ухудшением отношений, да и просто становится непосильным), либо в какой-то момент перестать контролировать подростка с по-прежнему несформированным учебным мотивом (что оборачивается весьма неприятными социальными последствиями). Как бы это ни казалось нелегко, но направить усилия на формирование учебного мотива лучше всего в младшей школе.

Опыт неуспеха и выработка негативизма по отношению к школе/урокам. Если ребенок, особенно амбициозный, имел период, когда у него постоянно что-то не получалось, он испытывал по этому поводу ряд весьма неприятных чувств (даже если со стороны этого не было видно). В таком случае ребенку свойственно начинать избегать той деятельности, которая ему приносит негативные переживания. Это распространенная реакция на неудачи и связанные с ними переживания – отказываться от той деятельности, в которой человек неуспешен. 
Особенно тяжелы ситуации, когда ребенок не просто не справлялся с учебой, но и подвергался критике, оскорблениям, унижениям за неуспех со стороны взрослых. Надо понимать, что критика и оскорбления – не всегда нечто вопиющее. В сердцах оброненная фраза «Ну, что ж ты за бестолковый-то такой!» или «Как же можно такую простую вещь не понимать?» может глубоко врезаться в память ребенка и сильно его ранить. Ирония над неуклюжестью или медленным темпом деятельности ребенка также является очень неблагоприятной, обижает детей.
Коррекция негативизма требует от родителей терпения и такта. Нужно хвалить ребенка за успехи, даже минимальные. Реагировать на неудачи следует спокойно, сдержанно, доброжелательно. Нужно ободрять ребенка: «Сейчас получилось действительно не очень хорошо, но ты еще постараешься, я тебе помогу. И постепенно всё получится». 
Обязательно должна быть сфера жизни родителя и ребенка, не связанная с уроками, - игры, прогулки, чтение, совместные приятные занятия. Не бойтесь оказать таким образом «антипедагогическое воздействие» и как бы подтвердить ребенку, что можно плохо учиться и получать приятный досуг. Ребенку нужна поддержка и понимание того, что родители любят его в любом случае. Это придаст ему сил справляться с трудностями в учебе.





Категория: Мои файлы | Добавил: наша-школа
Просмотров: 496 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024