Советы психолога
родителям
Негативная оценка деятельности ребенка.
Ребенку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих
случаях ребенок не может
сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность
в себе.
Следует говорить о ситуации, поступке ребенка,
избегая личностных негативных оценочных суждений.
(«Ты сделал плохо», а НЕ «Ты плохой»). В противном случае у ребенка
формируется комплекс неполноценности.
Невротическое развитие ребенка начинается с переживания низкой
самооценки, вызванной отношением взрослых.
Родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у
ребенка. Очень важна интонация,
эмоциональная окраска высказывания.
Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим,
его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной
стороны психотравмирующими, а с другой, они формируют негативизм,
эгоизм, зависть.
Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в
которой он будет воспринимать себя только благоприятно, лишь в этом
случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения
самооценки.
Взрослый в общении всегда должен выступать
инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно
исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а
должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения
проблемной ситуации. Вместо того, чтобы требовать слепого подчинения,
следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу
решения. Разговор «сверху вниз» с детьми приводит к тому, что дети в
свою очередь также «сверху вниз» говорят с родителями.
Что касается дисциплинарных мер, то
похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказание невозможно
избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал
неправильно и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
Основная задача семейного воспитания -
помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует
конструктивные средства для формирования чувства собственного
достоинства и достижения определенного общественного положения.
- внимательно слушайте ребенка. Родители, которые внимательно слушают
своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его
ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе.
- Проявлять мысли и чувства без агрессивности, родители должны честно
говорить о том, что они испытывают и при проявлении собственных чувств
уважать личность ребенка.
Дети учатся жить у жизни.
А ЗНАЕТЕ, ВЫ, ЧТО ЕСЛИ:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом
мире.
Уважаемые родители!
Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду, им нужны «утренний
ветерок и весеннее солнце, а не изнурительный зной и сильная буря».
Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя
использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их
ошибки.
Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их
уважение к Вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг
предначертанный Богом.
Барагузина Т.В., замдиректора по УВР ( по страницам Интернета)
|